Из истории народного образования в Костромской области (губернии)

Глава I

Сейчас, когда в нашей стране ликвидирована неграмотность, приводимые ниже цифры, может быть, несколько удивят современного читателя. Уж очень высок был процент неграмотных. Но данные взяты из официального документа, и в достоверности их сомневаться не приходится. Цифры о состоянии народного образования в наших краях в дореволюционное время выписаны из сборника «Материалы для статистики Костромской губернии за 1875 год». В нём отмечается, что в Никитской волости грамотных лиц мужского пола насчитывалось всего лишь пять процентов, а среди женского пола – менее полпроцента. Самой, если можно так сказать, грамотной волостью на территории, занимаемой в настоящее время районом, была Вожеровская, где грамотных мужчин насчитывалось 20-25 процентов.

Однако и здесь женщин, умеющих кое-как читать и писать, было всего лишь полпроцента. Несколько лучше положение с женской грамотностью было в Солтановской волости – 3-5 процентов грамотных.

Цифры эти никого не удивят, если хотя бы бегло взглянуть на историю образования в губернии и уезде, узнать о «заботе» властей о просвещении народа. Первое учебное заведение – школа для детей подъячих и церковнослужителей открылась в 1726 году. Только через 58 лет в Костроме открываются два училища – главное народное и дворянское. Число учебных заведений в губернии стало увеличиваться только к середине XIX столетия. Тогда их насчитывалось уже 78. Учащихся же в них обучалось немного – около 3400. Это в губернии, где проживало более миллиона человек. Неудивительно, что через 20 лет после начала выхода первой губернской газеты «Костромские губернские ведомости» в 1859 году тираж её составлял всего лишь 146 экземпляров. Столько оказалось читателей в губернии.

Первые учебные заведения в Кологривском уезде стали появляться в 30-е годы прошлого века. В 1832 году в Кологриве было основано приходское училище с 23 учащимися и одним учителем. Через три года здесь появляется уездное училище, а в 1849 году – училище для девиц. Вполне естественно, что дети крестьян, живущих за десятки вёрст от уездного центра, не могли обучаться в этих учебных заведениях. Уж очень далеко они отстояли, да и приём-то был ограничен. В уездном училище обучалось 32 учащихся, а в девическом - в два раза меньше. Ясно, что в эти училища отдавали своих детей состоятельные родители.

Сельские учебные заведения в уезде начали появляться во второй половине XIX столетия. Первое такое училище появилось в селе Матвеево Вожеровской волости. Здесь с 52 учащимися занимался один учитель. В 1869 году в начальных сельских училищах обучалось уже 311 учащихся. А через пять лет в Кологривском уезде значилось 26 учебных заведений, из них 14 – частных, да школ грамотности – 8, одно сельское двухклассное и одно – одноклассное. Обучалось в них 914 человек, в том числе 815 мальчиков и 99 девочек.

Развитие народного образования не особенно беспокоило власти. Они считали, что крестьянин жил и проживает без грамоты. Куда она ему? За плугом ходить, да на барщине спину гнуть можно и без умения читать и писать. Не щедро, поэтому, власти отпускали средства на просвещение – 3 рубля 60 копеек на одного учащегося в год. В этом и причина крайне низкого процента грамотных в наших краях».

(Автор этой статьи - , бывший директор Кужбальской школы, краевед).



Глава II

Народное образование в Нейском районе до 1930 года прошлого века

(до образования районного отдела народного образования)

Из воспоминания учителей-ветеранов и Новикова Владимира Александровича.

«Нейский район как административный центр образовался из земель и волостей Макарьевского, Кологривского и Парфеньевского районов.

Первые школы на территории земель нынешнего Нейского района начали появляться во второй половине XIX века. Это были церковно-приходские, а затем – земские школы.

В станционном поселке Нея, образовавшемся в 1906 году, школы не было. Дети ходили учиться в Коткишевскую и Дорофеевскую школы.

По воспоминаниям Суворова Андрея Андреевича, учителя истории средней школы № 2 г. Нея, энтузиаста-краеведа, до революции и в первые послереволюционные годы в поселке Нея было одно двухклассное училище, открытое в 1908 году на территории лесозаводов № 6, 7, 8. Ныне это – средняя школа № 2 г. Нея.

После революции 1917 года, в годы восстановления народного хозяйства были поставлены огромные задачи по организации новой политехнической единой трудовой школы. Шла всесторонняя переподготовка учительских кадров.

Учителя проводили большую работу среди населения по вопросам реформы в народном образовании, по созданию нормальных условий работы в школах, по вовлечению детей в школы.

Под школы использовались здания церковно-приходских школ, дома торговцев, подрядчиков, приспосабливались крестьянские дома, строились квартирные дома для учителей.

С 1924 года проводится работа по реорганизации двухклассных училищ в начальные школы с 4-х годичным обучением.

В станционном поселке Нея была открыта в 1924 году станционная начальная школа, где работали учителя: , и другие.

впоследствии стала первой в городе Нее Заслуженной учительницей РСФСР.

Начальная школа размещалась в приспособленном здании на улице Ленина, 89 (бывшее здание райфо, ныне это жилой дом). Школа работала в две смены.

Советская политехническая школа работала в тесной связи с местными руководящими органами и местными производствами. Учитель являлся основным помощником власти по проведению в жизнь постановлений партии и правительства.




Школами руководил Наркомпрос.

В 1923 году был создан первый пионерский отряд в Солтанове из 15 человек.

В мае 1925 года организовался пионерский отряд при лесозаводах № 6, 7, 8 из детей 8-13 лет рабочих и служащих в количестве 11-13 человек под руководством Прянишниковой Александры Ивановны, члена заводского женотдела. Первой пионеркой в этом отряде была Коробцева (Молодкина) Валентина Васильевна, работавшая впоследствии учительницей начальных классов Нейской семилетней школы.

Первым пионерским вожатым был Петров Борис из Макарьева. Первым комсомольским вожатым был Жижов Александр.

В 1925 году организовался пионерский отряд в селе Кужбал. Вожатыми работали , .

С 1930 года пионерские отряды стали организовываться в каждой школе района под лозунгом: «Ни одной школы без пионерского форпоста».

На реке Нее, на хуторе Пылово, был организован первый пионерский лагерь. Начальником лагеря была , вожатыми отрядов – практиканты из Макарьевского педагогического техникума.

Вожатыми звеньев были: Паутова Н., Золотова Т., Ковалева Т. – семиклассницы-комсомолки Нейской ФЗС при лесозаводах, физкультурником – Коробцева Валентина.

Параллельно с организацией начального обучения и на его базе в сельской местности создавались ШКМ – школы крестьянской молодежи. Дети крестьян получали семилетнее образование с сельскохозяйственным уклоном. Одной из первых в 1926 году была создана Кужбальская ШКМ. Школа охватывала детей из Вожерова, Никитских, Михалевского сельского совета, Брантовки.

В 1929 году в каждом сельском совете функционировала начальная школа.

29 мая 1929 года был организован Нейский район как административный центр.

С 1929 года при Нейском райисполкоме была введена штатная единица инспектора школ. Первым инспектором был Кудрявцев.

Заведующие районным отделом народного образования







Глава III





В учебном году был создан руководящий орган по народному образованию при исполкоме райсовета – Нейский районный отдел народного образования — Нейский РОНО — в составе: заведующий и два инспектора.

По воспоминаниям , заведующего РОНО 1годов, первым заведующим РОНО был (на фото). Родом был из Вожеровских краев, окончил Кологривский педтехникум, работал учителем начальных классов одной из начальных школ Вожеровского куста, затем обществоведом в Кужбальской школе.

Инспекторами были: и Назаретский Сергей Александрович. Оба со средним педагогическим образованием. в дальнейшем работал директором Кужбальской школы.

За гг. в районе открыто вновь семь начальных школ. Число учащихся по начальным школам выросло с 1740 в 1930 году до 3150 человек в 1934 году. Введено и закреплено всеобщее начальное обучение.

В 1930 году начальными школами было охвачено только 85 % детей школьного возраста, в 1934 году – все дети в возрасте 8-11 лет обучались в школах. Однокомплектные школы превращаются в 2-х и в 3-х комплектные. Значительно расширена сеть неполных средних школ. В 1930 году в районе было только 2 неполные средние школы с 165 учащимися, в 1934 году – 6 неполных средних школ с 1187 учащимися. Число учащихся в неполных средних школах за этот период времени увеличилось в 8 раз.

Особенно интенсивен рост сети школ, учащихся в райцентре, в Нее.

Вплотную подошли к введению семилетнего всеобуча. В 1934 году в районе пятыми классами охвачено 83 % детей, окончивших начальную школу.

Большая работа проделана РОНО и учительством района за эти годы по вопросу учебно-воспитательного процесса в школах. Все школы снабжены новыми программами и стабильными учебниками, улучшено оборудование школ учебно-наглядными пособиями и инструкциями по политехническому труду, осуществляется твердый учебный режим, проводится углубленная методическая работа с кадрами. В результате – улучшилась дисциплина в школах, качественно иным стало преподавание, повысились общеобразовательные знания и орфографическая грамотность учащихся.

Однако, отсев и второгодничество в школах увеличились и составляет в 1934 году:




Школы
% отсева
% второгодников
начальная школа
14
10
неполная средняя школа
14,8
12


Высокий процент отсева по сельским школам объясняется причинами отлива сельского населения в промышленность, переездом на жительство в другие области, а также слабой борьбой школ и сельсоветов за удержание школьников в школе.

Увеличение второгодничества объясняется изменением учебных программ, повышением требовательности учителей к оценке общеобразовательных знаний учащихся, недостаточной квалификацией педагогических кадров. Учительские кадры в связи с расширением школьной сети качественно не улучшились, ощущается недостаток в них.

Состав учительских кадров по начальной школе.




Годы
Всего учителей
Из них:
Распределение учителей
по образованию
Распределение
по стажу
Мужчин
Женщин
С незаконч. высшим
образованием
Окончили педа­гог.
техникум
Школа II сту­пени
с педагогиче­ским уклоном
Школа II сту­пени
без педагогиче­ского уклона
Ст. педагогиче­ское
учебное заве­дение
7-летка
Ниже 7-летки
1-й год
от 1 до 5 лет
от 5 до 10 лет
свыше 10 лет
1931
62
17
45
0
35
11
0
16
0
0
12
18
12
20
85
18
67
0
33
19
6
15
10
2
10
44
7
24



Состав учительских кадров по неполной средней школе.




Годы
Всего учите­лей
Из них:
Распределение учителей
по образованию
Распределение
по стажу
Мужчин
Женщин
Высшее педагогиче­ское образование
Незаконченное высшее образование
Педагогический техникум
Ст. педагогическое учебное заведение
Общее среднее
Ниже среднего
1-й год
от 2 до 5 лет
от 5 до 10 лет
свыше 10 лет
12
11
1
1
0
7
1
3
0
0
5
4
3
40
29
11
1
4
21
3
7
4
1
9
16
14


Из 40 учителей неполных средних школ только один имел законченное высшее образование – .

РОНО проводит работу по переподготовке кадров.

Проводятся 10-дневные курсы для учителей в Нее в январе 1933 года (15 человек). В июне 1933 года (18 человек), учителя командируются на областные месячные курсы, на курсы в г. Макарьев, г. Галич и т. д.

Каждый год, в начале, в середине и в конце учебного года проводятся учительские конференции для всех учителей района, на которых обсуждаются программно-методические вопросы.

Большой процент сельских школ размещаются в совершенно не приспособленных зданиях – в обыкновенных деревянных избах. Есть школы, отдельные классы которых размещены в 3-х и даже в 4-х деревянных избах, находящихся в разных концах селения, что создает большие неудобства в организации учебно-воспитательной работы.




Характеристика
зданий
1931 год
1934 год
по начальным школам
по неполным средним
школам
по начальным школам
по неполным средним
школам
число зданий
число зданий
число зданий
число зданий
Всего школьных зданий:
36
3
38
17
в т. ч.
специальных
приспособленных
наёмных
9
10
17
0
3
0
10
18
10
3
14
0



Особенно остро ощущается недостаток в классных комнатах в Нее.

В 1934 году в Нее было 4 школы с количеством учащихся 750 человек: школа ФЗУ, заводская семилетняя, начальная школа им. Куйбышева, начальная станционная. В учебном году заводская семилетняя школа реорганизуется в Нейскую среднюю школу.

Политико-просветительными учреждениями район был обеспечен недостаточно: на 16 сельских советов – 9 изб-читален, 10 красных уголков, 5 клубов, 1 крупная библиотека. Районная библиотека была в стадии организации. Библиотеки при избах-читальнях литературой снабжены не достаточно.

В районом центре имеется один клуб при заводах, а в части поселка, расположенной вблизи районных учреждений, клуба и библиотеки нет. Отсутствует и обслуживание культурных запросов взрослого населения в этой части поселка Нея.

За и учебные годы в районе проведена большая работа по ликвидации безграмотности. В учебном году из общего количества неграмотных 450 человек обучено 125, из общего количества малограмотных 895 человек обучено 182. Решение правительства о полной ликвидации неграмотности и малограмотности не выполнено.

Дошкольное воспитание

В 1931 году был один детский сад в Нее, в нем 35 человек детей, детских площадок 14, в них детей 350 человек. В 1934 году детсадов – 3, в них детей – 104 человека, детских площадок – 6, в них детей – 144 человека. Всего детей дошкольного возраста по району в 1934 году учтено 3982 человека. Эти данные говорят о том, что охват детей учреждениями дошкольного воспитания по району – на низком уровне, в особенности в сельской местности, где не организовано ни одного стационарного дошкольного учреждения.

Расходы на народное образование

Бюджетные расходы на народное образование в 1930 году составили 113 тысяч рублей, 1934 году – 440 тысяч рублей, что составляет 390 % к уровню 1930 года. Удельный вес расходов по народному образованию в 1934 году занимает 40 %. Расходы на школы в общем бюджете по народному образованию занимают 81 %.










Глава IV


В гг. заведующим районным отделом народного образования работал .

В эти годы проводится огромная работа по охвату детей начальным и семилетним образованием.

Из воспоминаний и Новикова Владимира Александровича, учителя Солтановской школы. В связи с реорганизацией начальных школ в семилетние, семилетних в средние была большая потребность в кадрах. Большую роль сыграли курсы по подготовке молодёжи для поступления на рабфак и в ВУЗ. Эти курсы функционировали на базе Солтановской НСШ (неполной средней школы), Нейской средней школы, Кужбальской НСШ.

К 1936 году в районе было 13 неполных средних школ и одна средняя школа. Начиная с 1936 года район стал обеспечиваться педагогическими кадрами за счёт выпускников Макарьевского и Галичского педучилищ, Ярославского и Ивановского учительских и педагогических институтов.

Средняя школа занимала центральное место в районе, пополнялась кадрами с высшим образованием.

Директором средней школы был , имеющий университетское образование, пользовавшийся большим авторитетом среди учительства и общественности.

Многие учителя учились заочно в ВУЗах Ярославля, Иванова, Кирова.

Учителя средней школы делились опытом своей работы на методических секциях, являлись руководителями секций учителей-предметников школ района. Заведующей учебной частью по 1-4 классам работала , по 5-10 классам .

В центре внимания работников народного образования находятся вопросы: о детском самоуправлении под лозунгом борьбы за качество учёбы через соревнование между школами, классами, за лучшую работу с пионерскими вожатыми, комсомольцами, за образцовую работу по сбору колосьев на колхозных полях и другие.

Методическая работа секций учителей – предметников была организована в двух центрах: в райцентре при РОНО на базе Нейской средней школы. Сюда входили учителя Солтановской, Ёлкинской, Коткишевской НСШ. Секциями руководили лучшие учителя:

Вторым центром методической работы являлась Кужбальская НСШ. Сюда входили учителя Вожеровской, Палкинской и Заингирской школ. Здесь работали секции:

Для учителей начальной школы были созданы методические объединения на базе неполных средних школ:

План работы секций и объединений, расписание их работы утверждалось инспекторами и заведующим РОНО. Занятия проводились 4 раза в полугодие.

Наряду с организацией работы общеобразовательных школ в 1937 году в посёлке Нея была открыта ШРМ (школа рабочей молодёжи). Первые годы размещалась она в помещении начальной школы имени . Первым директором была , а с 1938 по 1940 год директором работал Исаков рабочих и служащих был открыт пятый класс. Преподавали в них учителя общеобразовательных школ.

На августовской конференции 1937 года были поставлены следующие задачи:

— ни одного ученика вне школы;

— ликвидация неграмотности и малограмотности населения в возрасте до 50 лет;

— каждому допризывнику дать четырехклассное образование;

— при каждой неполной средней школе создавать из пионеров и школьников команды ЮВС (юный Ворошиловский стрелок), ПВХО (противовоздушная химическая оборона), ГСО (готов к санитарной обороне), БГТО (будь готов к труду и обороне).

С целью улучшения бытовых условий и оказания материальной помощи с 1939 года через райисполком стали выделяться ссуды учителям сельской местности на строительство и капитальный ремонт жилых домов.

На начало учебного года прибыло в школы района 10 учителей начальной школы, окончивших десятимесячные курсы при Галичском учительском институте, 20 учителей-предметников по путёвкам облоно.

Первой заведующей педкабинетом РОНО была назначена , окончившая Галичское педучилище. Она умело организовывала работу по повышению квалификации учителей через посещение уроков руководителями КМО, обобщение их на занятиях; проводила семинары для руководителей КМО, которые возглавлялись проведение открытых уроков опытными учителями.

В район всё чаще прибывали педагогические кадры со специальным образованием. Так в августе 1940 года прибыло 14 учителей начальных классов со специальным образованием и восемь – с 10-месячными курсами, 4 – с незаконченным высшим образованием.

В начале 40-х годов пионеры и школьники сельских школ начали шефствовать над животноводческими фермами. Развернулась работа юных натуралистов. Организовывались смотры художественной самодеятельности.

Учителя района проводили большую общественную работу. Активное участие принимали они в организации работы кружков, библиотек, в проведении лекций, докладов. Для этой цели использовали избы-читальни. Руководили работой хоровых и драматических кружков.

В эти годы в районе действовали 4 клуба: клуб имени 1 Мая, имени Орджоникидзе, на 49-м разъезде и п. Брантовка. В клубах были стационарные киноустановки, при неполных средних школах - передвижки (Нея, Кужбал, Солтаново). Проводились утренники и вечера с учащимися. Работу клубов и изб-читален возглавлял инспектор по культпросветработе.

Вспоминает , работавшая в те годы учителем, школьным инспектором РОНО, а позднее - заведующей РОНО.

«В 1936 году я окончила Галичский педагогический техникум и была направлена на работу в Нейский район. Зав. РОНО назначил меня в Солтановскую семилетнею школу учителем биологии и химии. Педагогический коллектив принял меня очень хорошо.

Среди учителей я – самая молодая, педагогическому мастерству было у кого учиться.

Уроков у меня было мало, и я часто посещала уроки опытых учителей: , , , , . В 1939 году переводят меня из Солтановской школы работать в районный отдел народного образования в качестве школьного инспектора. Работу совмещала с учебой – училась заочно в Ярославском Государственном педагогическом институте на химико-биологическом отделении.

РОНО занимал двухэтажное здание на Сокальской ветке (к Северному поселку). Но в скором времени РОНО перевели в здание райисполкома, отвели две комнаты.

Аппарат РОНО работал в следующем составе: – заведующий РОНО, - школьный инспектор по старшим классам, – школьный инспектор по начальным классам. – заведующая педкабинетом, Смирнов Дмитрий – инструктор по клубам и избам-читальням.

Позднее в аппарате РОНО был также инструктор по школам взрослых учащихся, статистик (по совместительству библиотекарь) – Пичугина (Жигалева) Нина Михайловна, счетовод – .

Вся работа в РОНО планировалась. Инспектора школ проверяли: выполнение плана всеобуча, учебную и внеклассную работу, работу с родителями, работу администрации школы, ликбез и другие вопросы школьной жизни. После проверки проводили педагогические совещания, писали выводы и предложения по результатам проверок. С целью выполнения предложений вторично посещали школы.

В первый год работы в РОНО мы с ездили в школы на лошади, которая была в отделе образования, конюхом и кучером был дед – отец . Если надо было ехать в дальние школы, уезжали очень рано и, чтобы не проспать, ночевали в РОНО, кроватями служили стулья. Лошаденка была плохонькая, бежала тихо. Сначала настроение было бодрое, веселое, но к концу дороги оно падало: зимой сидеть в повозке было холодно. В 1учебном году лошади не стало, приходилось в школы ходить пешком одной или вдвоем. До Палкинской семилетней школы (50 км от Неи) доходили за день. Отдых был в Кужбальской столовой. При проверке семилетних школ одновременно проверяли и начальные школы этого куста. Жили в командировках неделями.

Многие учителя работали очень хорошо. Особенно хочется отметить учительницу начальных классов Ново-Вожеровской школы Ольгу Павловну Блюдову. Ее учащиеся имели хорошие знания по арифметике и русскому языку. Все писали одинаково красивым почерком и грамотно; учительницу Коршуновской школы Лебедеву Марию Степановну, которая первая в районе за успехи в труде получила медаль „За трудовое отличие”.

Большим уважением учителей и трудящихся пользовался директор Нейской средней школы . Он был высококультурным, образованным и творческим человеком. Говорил спокойно, тихо, но внушительно. Все его распоряжения беспрекословно выполнялись.

Заведующая педкабинетом занималась методической работой с педагогическими кадрами: создавала методические объединения, руководила их работой, подбирала литературу для докладов (при педкабинете была библиотека), посещала школы. Всегда устраивала выставки методических материалов на учительских конференциях. В сборе этих материалов помогали и мы, инспектора.

Проводилась учёба дошкольных работников. Воспитателей детских садов готовили на трёх месячных курсах при РОНО.




Курсы дошкольных работников, 1938 год.

В центре – зав. РОНО




Заведующий РОНО был образованным, развитым, общительным человеком, требовательным к себе, к работникам РОНО и школ. Он часто ездил в командировки на село, выступал с лекциями, беседами перед учителями и населением района. После возвращения с фронта работал в Нее на руководящих должностях.

22 июня 1941 года вспыхнула Великая Отечественная война.

В начале июля 1941 года приехали в Нею эвакуированные дети из г. Ленинграда (продолжает свои воспоминания ). Прибыло около 3 тысяч детей: два детских садика, три детских дома (один дошкольный и два школьных), дети пионерского лагеря Кировского завода и дети разного возраста рабочих и служащих различных предприятий, учреждений и учебных заведений (например, института имени Герцена, Дорожного строительства № 5, путей сообщения и др.).

С ними прибыли руководители, воспитатели, обслуживающий персонал. Руководство эвакуированными учреждениями осуществляла заместитель заведующего РОНО .

Все сотрудники РОНО включились в работу: надо было вновь создать детские учреждения, разместить

детей, обеспечить воспитателями и нормальными условиями для жизни.

Мы, сотрудники РОНО, помогали достраивать дом на улице Ленина 100: возили тес, кирпич, глину, песок, подносили мастерам раствор для кладки печей. Никто не считался со временем, дом был достроен быстро. В нем разместили детей Кировского завода (интернат 27, директор , затем – , затем – А. Курвинен).

Всего было создано вновь 19 детских учреждений: четыре детских дома – Каменский, Елкинский, Первомайский, Михалевский; два детских сада – Дорофеевский, Елинский; тринадцать интернатов, в том числе три в поселке Нея – на лесозаводе №8, в Куйбышевской начальной школе, на улице Ленина 100, и десять – в населенных пунктах села: Нельша, Солтаново, Коткишево, Погост, Сивцево, Трухино, Потрусово, Кужбал, Заингирь, Пустынь.

В сентябре 1941 года заведующий РОНО добровольно ушел на фронт.










Глава V


Решением Исполкома райсовета, райкома партии, ОБЛОНО заведующей РОНО была утверждена .

«В то время в ведении РОНО было: 26 начальных школ, 7 семилетних школ, одна средняя школа в Нее, 7 детских садов, 19 интернатов и детских домов (эвакуированные дети), 11 изб-читален, два клуба (на станции и на восьмом заводе), - вспоминает Александра Александровна

Средняя школа одна – в Нее. Директорами этой школы были: , , . Все они ушли на фронт, и директором Нейской средней школы всю войну работала .

Все дети школьного возраста учились, были окружены вниманием и заботой. В связи с тем, что контингент учащихся прибавился, некоторые начальные школы были реорганизованы в семилетние: Коткишевская, Первомайская, Потрусовская, Нельшенская, Каменская, Погощенская. Позднее Кужбальская школа стала средней.

Во всех 5-7 классах для учащихся был введен агроминимум, а учащихся 8-10 классов готовили на трактористов, комбайнеров, шоферов. В 1943 году в 5-10 классах было введено военное дело.

На основании Постановления ЦК ВЛКСМ „О перестройке работы пионерских организаций” в школах создалась иная структура штабов, система сбора звена, отряда, дружины. Были введены знаки отличия. Звено, отряд, дружина имели свои номера.

При школах, детских домах, интернатах были земельные участки. Учащиеся под руководством учителей и воспитателей обрабатывали их и выращивали овощи. В интернатах и детских домах были коровы (их пригнали из Смоленской области), старшие дети вместе со взрослыми ухаживали за ними, заготовляли корм на зиму. На быках и коровах работали: пахали участки, подвозили корм, продукты, дрова. Дрова заготовляли сами работники интернатов.

Работать было трудно. Во-первых, школы испытывали большую нужду в кадрах в связи с реорганизацией школ и с уходом на фронт мужчин. Многие из них погибли, защищая Родину.

Во-вторых, школы испытывали большую материальную нужду. Многие дети ходили в школу плохо одетыми, плохо обутыми, голодными. Особо нуждающимся райсобес из присланных вещей давал одежду, обувь, обеспечивал бесплатным питанием в столовой. Остро нуждающихся детей РОНО прикреплял для питания к столовым интернатов, но это были единичные случаи.

Не хватало учебников, тетрадей, учебно-наглядных пособий. Старшие учащиеся писали на старых книгах, между печатными строчками, младшим учащимся РОНО выдавал тетради по разнарядкам. По примеру Куйбышевской начальной школы (зав. школой ) многие школы сводили чернила с исписанных тетрадей хлорной известью и использовали их вновь. Учебно-наглядные пособия учителя изготовляли сами с помощью учащихся.

Учителя школ вели большую учебно-воспитательную работу среди учащихся. Большинство учителей тщательно готовились к урокам, политинформациям, к внеклассным занятиям. Воспитатели интернатов и детских домов не жалели ни себя, ни своего времени – всегда были с детьми, делали все для того, чтобы детям по возможности было лучше. Воспитатели имели тесную связь со школами, учителями. Все учащиеся школ учились неплохо.

В то время широко было развернуто соревнование между классами, школами, районами. Наш район соревновался с Парфеньевским районом. Соревновались по различным вопросам. Обязательства красочно оформлялись и регулярно проверялись. Не один год наш район за лучшие показатели удерживал переходящее Красное Знамя. Знамя вручалось на учительских конференциях. В тот нелегкий период трудились все самоотверженно. Но особенное уважение заслужили: Мария Васильевна Скороспешкина, Анна Андреевна Шемякина, Софья Ивановна Порошина, Мария Ивановна Новикова, Ираида Геннадьевна Альбова, Анастасия Ивановна Лебедева, Александра Николаевна Профецкая, Мария Александровна Кузнецова, Мария Вячеславовна Фролова, Мария Васильевна Запольская, Анна Николаевна Усова, Александра Ивановна Кузнецова, Екатерина Александровна Гомозова и многие, многие другие.

Кроме учебной работы, все учителя вместе со старшими учащимися заготовляли дрова для школ и делали текущий ремонт в школах. Учителя на селе организовывали детские площадки летом, сами занимались с детьми, вместе с учащимися изготовляли игрушки для малышей. Нейские учителя работали в воинской части, дежурили в госпитале, грузили вагоны дровами. Грузили вечерами. Это был тяжелый труд.

Учащиеся летом собирали ягоды, грибы, лекарственные растения, колоски хлебных злаков на полях, принимали участие в посевных и уборочных работах, вывозили на поля удобрения, боронили на лошадях и быках, собирали золу для посевов. Под руководством учителей держали связь с фронтом: писали письма фронтовикам, посылали связанные ими носки, шарфы, варежки. Некоторые эвакуированные дети привезли с собой музыкальные инструменты, так как в Ленинграде учились в музыкальных школах. Учителя Нейской средней школы организовали кружок художественной самодеятельности и с концертами выступали в госпитале и на учительских конференциях.

Аппарат РОНО был молодой, энергичный, дружный, дисциплинированный. В РОНО в годы войны работали: , , , (по совместительству), , инспектор по культпросветработе , секретарь-статист Пичугина (Жигалева) Н. М., бухгалтер

Дисциплина была строгая. Во всех отделах райисполкома были журналы, где отмечали опоздавших на работу, записывали, куда пошел, когда вернешься (время). За малейшие нарушения отдавали под суд.

Поддерживали старые традиции: два раза в год РОНО проводил учительские конференции (перед началом учебного года и в зимние каникулы). На конференции присутствовали работники школ, интернатов и детских домов. К конференциям устраивались выставки методических материалов для директоров, учителей, воспитателей. На выставках были: лучшие планы работы директоров, завучей, классных руководителей и воспитателей; поурочные планы учителей, календарные планы по предметам; конспекты уроков; планы работы кружков; учебно-наглядные пособия, изготовленные учителями и учащимися, и другие материалы. Такие выставки имели успех и оказывали большую помощь руководителям школ и учителям. Устраивал выставки методический кабинет РОНО (заведующая кабинетом , затем — ). Проводились регулярно совещания и семинары с директорами школ и заведующими детскими садами. При крупных семилетних школах для начальных классов работали методические объединения. Всего было 9 методических объединений (в Нее – 3, а также - при Кужбальской, Михалевской, Палкинской, Вожеровской, Солтановской, Елкинской школах, куда были прикреплены учителя начальных классов школ района). Секции учителей-предметников были только районные, работали они 3 раза в год: после учительских конференций и в весенние каникулы. Проводились открытые уроки, классные часы, открытые дни в школах.

Работа школ проверялась школьными инспекторами Ражевой Зоей Викторовной и Анисимовой Зоей Николаевной. В помощь интернатам был инспектор . Были общественные инспектора. За работу изб-читален и клубов отвечал инспектор РОНО . С руководителями детских садов проводились совещания, семинары, конференции. Большую помощь в работе детских садов оказывали общественные инспектора - опытные, сильные работники и

Мне, как заведующей РОНО, кроме основной работы, приходилось выполнять распоряжения райкома партии и исполкома райсовета - ездить в колхозы в качестве уполномоченной во время посевной и уборочной кампаний и распространять военный займ, проводить закупку телят. Приходилось очень долго беседовать с каждым колхозником, чтобы убедить его в необходимости заключения договора о продаже телят. Люди плакали и говорили, что теленок нужен семье, так как есть нечего, показывали хлеб, испеченный из гнилой картошки, смешанной с льняными колокольцами или головками клевера. Некоторые пекли хлеб из мякины. В конце длительной беседы соглашались. Вся работа проходила под девизом: „Все для фронта, все для победы». Бывало, осенью вечером принесут из райисполкома задание: нагрузить к утру вагон дров. А вагоны были очень большие. Иду к Анне Андреевне Шемякиной, заведующей Куйбышевской начальной школы, зажигаем фонарь „летучку” и бегаем по Нее, собираем учителей. Всю ночь грузим, а утром идем на работу.

Состояла я в отряде народного ополчения. Там занимались военным делом, учились стрелять (занятия проходили в выходные дни). Была членом бюро райкома комсомола, тоже приходилось выполнять поручения по работе школьных комсомольских и пионерских организаций.

Все учителя, работники РОНО, все население района своим трудом приближали День Победы. Мы искренне верили, что победа будет за нашими фронтовиками. И она пришла! Были всеобщая радость и ликование, что больше не будет литься человеческая кровь. Но были и слезы – воспоминания о погибших.

Во время войны прошли проверку бесценные качества советских людей: беззаветная любовь к Родине, героизм, страстное желание всё сделать для Победы. И пусть эти страшные времена никогда больше не повторятся, пусть всегда будет мир и счастье в каждой семье».

В июле 1945 года проводили эвакуированных детей в Ленинград. Остался детский дом в Солтанове и школьный интернат в Нее. Многие организации прислали благодарственные письма за обучение и воспитание детей и за сохранение им жизни в годы войны».

За отличную работу по обучению и коммунистическому воспитанию учащихся советской школы и за активную общественную деятельность награждена почетной грамотой Ярославского областного отдела народного образования 13 августа 1943 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР и многие учителя, работавшие в военные годы, были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне гг.»

В августе 1945 года перешла работать в Нейскую среднюю школу № 1 в качестве преподавателя биологии.







Глава VI


С августа 1945 года по август 1946 года заведующей РОНО работала .

Родилась в 1909 году в деревне Паргино Кужбальского с/совета Нейского района. Окончив 7 классов школы, поступила в Кологривский педтехникум. После его окончания работала в Мормышской начальной школе, Кужбальской семилетней, Куйбышевской начальной школе г. Неи. В 1943 – 1945 гг. – заведующая педкабинетом РОНО, а с августа 1945 по август 1946 гг. - заведующая РОНО.

В военные годы Анна Андреевна осталась одна с тремя детьми. Муж, , ушел на фронт. Кроме основной, она выполняла большую общественную работу: была депутатом областного совета депутатов трудящихся, секретарем парторганизации. Часто до поздней ночи с учителями и работниками РОНО грузила вагоны, ходила по деревням распространять займ, замеряла объем лесозаготовок, объемы посевных площадей… Зарплату часто задерживали на 1-2 месяца, продуктов не было. „Жили очень трудно в войну, - вспоминала , – делились каждой крошкой. Ждали победу, трудились и думали, что своим трудом помогаем ее приблизить”.

1945 – 1946 учебный год проходил в мирной обстановке. Как все послевоенные годы, он был очень трудным, тяжелым и для страны, и для нашего Нейского района. Восстанавливалось разрушенное войной хозяйство.

Учительские коллективы своими делами, повседневной заботой о детях вместе с общественностью старались помочь Родине залечивать раны, нанесенные войной, дать своим учащимся прочные знания, вели активную воспитательную работу. В школьных зданиях проводился необходимый ремонт.

После работы в РОНО еще двадцать лет до июня 1966 года работала учителем начальных классов в начальной школе им. Куйбышева, добиваясь отличных результатов в труде, за что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.01.01 года ей, одной из первых в Нее, было присвоено почетное звание „Заслуженный учитель школы РСФСР”.





Глава VII


В августе 1946 года заведующим РОНО был назначен .

8 февраля 1918 года в деревне Лагуницы Заингирского с/совета Нейского района. Окончил начальную школу в Заингире, семилетнюю – в Кужбале, затем техникум и физико – математический факультет Ярославского государственного педагогического института имени .

В 1940 году был направлен на работу в Нейский район. Получил назначение на должность директора и учителя математики, физики Елкинской семилетней школы. В том же году призван в ряды Советской Армии.

Участник Великой Отечественной войны. Возвратившись из армии в 1946 году, продолжил педагогическую деятельность. 25 августа 1946 года назначен заведующим РОНО, где работал до 29 августа 1959 года.

В аппарате РОНО в гг. инспекторами школ работали: , , , , .

Заведующими педкабинетом работали: , , .

На этот период в районе насчитывалось 28 начальных, 8 семилетних и 1 средняя школа. Основное внимание РОНО и директоров школ было направлено на укрепление материальной базы школ и детских садов, совершенствование работы с педагогическими кадрами по выполнению всеобуча, на проверку выполнения государственных программ, качества знаний учащихся, особенно в переводных и выпускных классах, на подготовку к экзаменам, на идейно-политическое воспитание учащихся и другие вопросы.

По ходатайству исполкома райсовета и райкома партии было выделено 460 тысяч рублей на строительство школы в станционном поселке. К моменту строительства нового здания школы прежнее здание средней школы на заводе № 8 было признано аварийным.

Входит в жизнь пятибалльная система оценки знаний (5, 4, 3, 2, 1).

В школах проводилась тщательная подготовка экзаменов. Создавались уголки для повторения программного материала по математике и русскому языку.

В уголках были даны образцы решения задач и образцы грамматического разбора предложений, дидактический материал. Готовились к экзаменам по темам, утвержденным Министерством просвещения РСФСР.

В учебном году продолжились занятия в вечерней школе рабочей молодежи. Занимались в школе им. Куйбышева, количество учащихся в ней – 64 человека. На базе Елкинской и Абросимовской семилетних школ созданы вечерние школы сельской молодежи.

Из 39 общеобразовательных школ выполнили Закон о всеобуче 19 школ.

Данные об успеваемости учащихся в учебном году были таковы: 100 % успеваемость имели 35 классов из начальных школ района, из 5-10 классов 100 % успеваемость имел всего один класс из Солтановской семилетней школы. Успеваемость по 5-7 классам составляла 75 %.

Основные причины низкой успеваемости, отмеченные на учительской конференции: формализм в оценке знаний учащихся, недостаточная научно-теоретическая подготовка учителей.

Аппаратом РОНО с помощью общественных инспекторов проводилась инспектирование школ района, изучался и распространялся опыт лучших преподавателей школ района: – учителя математики Солтановской семилетней школы, Осокиной Марии Алексеевны – учителя математики Нейской семилетней школы, – учителя математики Кужбальской семилетней школы, Кузнецовой Александры Ивановны, учительницы начальных классов Номженской семилетней школы и других. Проводились семинары с посещением и анализом уроков, инструктивно-методические совещания, практикумы. На традиционных учительских конференциях после пленарных заседаний проводилась секционная работа учителей-предметников и учителей 1-4 классов. Вот одна из повесток заседания секций учителей начальных классов:

1. Анализ программ 1-4 классов.

2. Методика объяснительного чтения.

3. Наглядность в преподавании арифметики.

4. Воспитание учащихся в духе патриотизма и советской национальной гордости на уроках объяснительного чтения.

Проводились практикумы по пению, рисованию, физкультуре. Ежегодно стали проводить „Неделю сада”.

Учителя и учащиеся школ района оказывали посильную помощь колхозам. Так, в 1948 году за лето было выработано в колхозах 1627 трудодней, выжато ржи вручную с площади 27 га.

Хорошие знания учащимся давал педагогический коллектив Нейской средней школы.

В 1948 году в педагогических коллективах создаются местные комитеты профсоюза. Работу профсоюзных организаций возглавляла инспектор РОНО , затем и







На родительских собраниях и по радио силами учителей организуются лекции для родителей на воспитательные темы.

С 1949 года планы работы пионерских и комсомольских организаций стали обсуждаться на педагогических советах. 32 учителя-комсомольца работали старшими пионервожатыми на общественных началах. Всего в районе было 1339 пионеров из 2100 школьников пионерского возраста, 139 человек комсомольского возраста приняты в ряды членов ВЛКСМ.

В учебном году была открыта в Нее новая средняя школа №1 на 480 мест.

Школу принял . Средняя школа на лесозаводе №8 ввиду малочисленности стала семилетней, так как большая часть детей стала посещать школу, расположенную в станционном поселке.

Начали создаваться комиссии из представителей РОНО, Райкома партии, поселковых и с/советов по проверке готовности школ к новому учебному году. Развертывалась опытно-натуралистическая и краеведческая работа. Были созданы родительские комитеты при школах.

В 1950 году успеваемость за год составила по 1-4 классам 85%, по 5-7 классам – 71%, по 1-10 классы – 81,5%. Низкая успеваемость в 5-х классах: из 552 человек успевают 408 или 73%.

На августовской конференции 1950 года было принято решение добиваться повышения научно-теоретического уровня преподавания основ наук, особое внимание – математике, физике в 5 – 10 классах, русскому языку – в начальной школе; добиваться индивидуального подхода к учащимся, изучать их особенности, интересы, материально-бытовые условия; принять действенные меры по выполнению приказа Министерства просвещения РСФСР «О преодолении формализма в оценке знаний учащихся».

Вечерняя школа рабочей молодежи перешла в здание средней школы № 1.

В учебном году всего по району 41 школа, 3608 учащихся, 222 учителя. Из них имеют: законченное высшее образование 21 человек, незаконченное высшее – 44 человека, среднее специальное - 152 человека, не имеют общего среднего образования – 5 человек (учителя пения, физкультуры, рисования). Учителей начальных классов 171 человек. 39 учителей учатся заочно. Из 222 учителей: со стажем до 5 лет – 49 человек, до 10 лет – 57, до 25 лет – 95, более 25 лет – 16 человек.

Учителя решали важнейшую для страны задачу – подготовка грамотных людей, хорошо владеющих основами наук. В школах работают кружки: литературный с охватом 320 человек, математический – 160, исторический - 72, географический – 122, драматический – 331, хоровой – 248, физкультурный – 98, фото – 30.

Самая крупная начальная школа – школа имени Куйбышева (8 классов, 240 учащихся), самая крупная из семилетних школ – Нейская семилетняя (17 классов, 635 учащихся). Двухсменные занятия в школах из-за отсутствия классных помещений, керосиновое освещение недостаток керосина и ламповых стекол – все это влияло на работу школ, учителей и учащихся.

Но всё же старались работать хорошо. Стал выполняться Закон о всеобуче. Три раза в год (апрель, август, январь) проводится учет детей по микрорайонам школ, заведены книги приказов по всеобучу.

Введен единый орфографический, пунктуационный и речевой режимы, организованы кружки по внеклассному чтению.

С сентября 1954 года заводская семилетняя школа реорганизована в среднюю школу №2.

Свою идейно-теоретическую и методическую подготовку учителя школ района повышают на курсах при Костромском институте усовершенствования учителей. В учебном году такие курсы прошли 8 учителей начальных классов, 15 учителей семилетних школ, 2 учих классов. В эти годы ученики начальных классов не стали получать домашнее задание на понедельник.

К концу 1955 года в средних и семилетних школах были оборудованы учебные мастерские, кабинеты машиноведения, проводятся практикумы по сельскому хозяйству, шефство за молодняком на животноводческих фермах колхозов. В школы приходят вожатые-производственники. В спортивных секциях средних и семилетних школ идёт сдача норм ГТО и БГТО.

Организовано 7 пришкольных интернатов на 300 учащихся: в средней школе №1, Кужбальской, Солтановской, Елкинской, Заингирской, Вожеровской, Палкинской школах.

В учебном году в районе работало 253 учителя.

РОНО, работниками народного образования проводится упорная и напряженная работа по осуществлению политехнического обучения в процессе преподавания таких дисциплин, как: химия, физика, биология, география, математика, черчение, труд. В районе оборудовано 8 мастерских по дереву, 1- по металлу, 7 комбинированных мастерских с количеством мест 221, оборудовано 123 верстака, кабинеты физики, химии, биологии. Мастерские пополнились оборудованием на сумму 14 тысяч 790 рублей, приобретено учебно-наглядных пособий – на сумму 33 тысячи 910 рублей. Общий библиотечный фонд составил 40 тысяч экземпляров.



Школы помогают колхозам в уборке урожая. Осенью 1957 года школами убрано: 135 га зерновых, выкопано 92 га картофеля, вытереблено и околочено льна с 70 га. Весной этого года силами учащихся посеяно 20 га льна, 21 га кукурузы, картофеля 3 га, собрано 33 тысячи 258 кг металлолома, 18 тысяч 750 кг золы. Туристическими походами, оздоровительными площадками, пионерскими городскими и загородными лагерями охвачено 350 учащихся.







„Я работала в РОНО школьным инспектором с 1953 по 1960 годы, – вспоминает . – РОНО проводил большую организаторскую работу с кадрами по улучшению результатов труда. Время было тяжёлое, никакой техники в РОНО не было. В командировки в школы села мы с Людмилой Петровной Смирновой ходили пешком.

Сейчас, вспоминая то время, я думаю: как это меня хватило на это всё? Как мы могли ходить пешком до Вожерова, до Фуфаек, ведь это 50 км и такие плохие дороги?! Могли, потому что были молодые, потому что была такая работа. Дело своё мы знали.







, заведующий РОНО, был человеком добрым, но за работу спрашивал строго”.

28 февраля 1958 года поселок Нея переименован в город Нея.

В городе в этот период 5 школ, из них: 2 средние с количеством учащихся 1040 человек, 2 семилетние с количеством учащихся 560 человек и 1 начальная школа имени Куйбышева, где обучалось 250 человек.

В 1958 году была введена в школах единая ученическая форма.

На начало учебного года в городе открылась детская музыкальная школа на 50 мест (директор ).

За хорошую постановку учебно-воспитательной работы объявлена благодарность РОНО: Козловой Тамаре Евгеньевне — директору Дома пионеров, Галеевой Нине Николаевне – директору детского дома 27, Лебедевой Анастасии Ивановне — директору детского дома 19, руководителю КМО детских садов Смирновой Надежде Васильевне, заведующей детским садом № 1 г. Нея.

Отмечены как лучшие уроки допризывной подготовки и физического воспитания Болотова Анатолия Александровича, Удалова Василия Васильевича, .

1 июня 1959 года в школах района впервые проведены сборы, посвященные „Дню защиты детей”.

В августе 1959 года Фёдор Семёнович Жирнов перешёл на работу директором средней школы № 1 города Неи. В дальнейшем он работал руководителем учреждений образования города.





С 1959 года по 1965 год заведующей РОНО работала .

11 августа 1927 года в деревне Дементьево Коткишевского сельского совета Нейского района Костромской области. Закончила физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. по специальности учитель математики и физики.

Школьными инспекторами РОНО в эти годы были: , , , Мальгинова Градислава Дмитриевна, .

Заведующими педкабинетом – , , , , , .

Библиотекарь — . Кроме своей основной работы, она одновременно выполняла обязанности машинистки и делопроизводителя.

Финансовую работу вели два бухгалтера: и .

В 1960—1964 гг. районный отдел образования именовался школьной инспекцией.

Вспоминают и , в прошлом инспектор, заведующая методическим кабинетом РОНО: „Инспекция размещалась в здании райисполкома (впоследствии, в 1991 г., оно сгорело) в двух комнатах: одна комната – кабинет старшего инспектора РОНО, во второй комнате размещались: два инспектора, заведующая методкабинетом, библиотекарь методкабинета. На всех работающих был один телефон. Стояли 4 стола. Мебель долгие годы не менялась. В кабинете старшего инспектора стояли самодельные шкафы. В них хранились книги библиотеки, методическая литература. Автомашины не было. До школ добирались на грузотакси, на машинах, груженных мебелью, мукой, ящиками с различными продуктами, бочками и т. д. Дороги были очень плохие. До Вожерова ехали почти целые сутки. В холод, в пургу, в дождь, часто и ночью – так добирались работник РОНО до школы или приезжали из школы домой, а чаще всего – ходили пешком. Из Палкинской школы до Кужбала, из Бренихи до Фуфаек, из Вожерова до Кужбала, из Верхней Неи до Солтанова, из Кужбала до Неи, из Тотомицы до Даровицы по узкоколейке, из Кондобы до Неи и т. д.

Материальная база школ тоже была слабой. На уроках использовались наглядные пособия, чаще всего сделанные руками учителя. Технических средств – кинопроекторов, магнитофонов, эпидиаскопов не было. Они стали использоваться на уроках в конце 60х годов и, в основном, в городских школах.

Несмотря на все сложности материального порядка, РОНО, педагогические коллективы школ настойчиво работали над осуществлением обязательного восьмилетнего образования. Это были годы перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Семилетние школы реорганизуются в восьмилетние, десятилетние – в 11-летние”.




В 1961 году в районе было 54 общеобразовательные школы, где обучалось 5392 учащихся, в том числе: средних - 4, восьмилетних (семилетних) – 17 , начальных - 33. Кроме того, была школа рабочей молодежи (директор , ), вспомогательная школа-интернат (директор )в Нее и Солтановский дошкольный детский дом.

В 1962 году произошло объединение Нейского и Парфеньевского районов, количество школ увеличилось до 100. В связи с реорганизацией районов, увеличением нагрузки, разделением города и села была введена должность старшего инспектора РОНО по городским школам.





Руководителями по народному образованию стали старшие инспектора РОНО при райгорисполкомах.

Старшим инспектором по народному образованию при Нейском горисполкоме работал . Старшим инспектором при исполкоме Нейского райсовета депутатов трудящихся по сельских школам была .

Инспектором школ по Парфеньевскому кусту стал , заведующим методическим кабинетом – .




На начало учебного года в районе работало 349 учителей. С высшим образованием 73 человека, с незаконченным высшим — 67 , со средним педагогическим – 1человек (преподаватели труда и физкультуры) не имели полного среднего образования. Учились заочно 43 человека. Учащихся в школа на этот период — 5852.

Завершён переход на обязательное восьмилетнее обучение детей в возрасте до 16 лет.

В детских садах и яслях воспитывалось 1935 человек. В районе было 16 ведомственных садов-яслей и 7 садов народного образования. Работали воспитателями дошкольных учреждений 115 человек, из них: 2 – с законченным высшим образованием, 2 – с незаконченными высшим, 42 – со средним педагогическим, 35 – с общем средним образованием. 15 человек не имели законченного среднего образования.

Улучшается материальная база: новое здание ШРМ, Ульяновской семилетней школы, Нельшенской восьмилетней школы. Пристроены 5 классных комнат и школьные мастерские к средней школе №2, расширены школьные интернаты в Кондобской и Номженской школах. Большую работу по строительству и ремонту школьных зданий проводил Нейский леспромхоз, Нейская сплавная контора (директор ).

В 1964 году открыта Нейская санаторная школа-интернат.

В школах совершенствуется учебно-воспитательный процесс. Уроки учителей начальных классов отличаются, в большинстве в своем, разнообразием форм и методов обучения. Преподавание связывается с жизнью города и села. В педагогических коллективах проводится политическая учеба. Учителя средних школ города изучают основы марксистской философии, в восьмилетних (семилетних) школах изучается политическая экономия.

В соответствии с „Положением о средней общеобразовательной школе с производственным обучением” организуется профессиональное обучение учащихся средних общеобразовательных школ города по следующим специальностям:


специальность
средняя школа №1
авторемзавод (АРЗ)
КБО
слесарь, токарь, фрезеровщик
электрообмотчик
портной легкого и тяжелого пошива
средняя школа №2
лесозавода №8
токарь, фрезеровщик
станочник по деревообработке, столяр





В помощь преподавателям предприятия выделили инженерно-технических работников. Крепла дружба ученических коллективов с бригадами и ударниками коммунистического труда, пионерские и комсомольские организации играли большую роль в нравственном воспитании детей.

Пионерская и комсомольская организации школ играли большую роль в нравственном воспитании детей. Торжественно проходили приёмы в пионеры, в комсомол, возложение венков на братскую могилу, проводы выпускников, встречи первоклассников.

Пионеры принимали участие на праздниках музыкальной весны, участвовали в смотрах художественной самодеятельности.

Только за один год пионерской двухлетки учащимися района собрано свыше 150 тонн металлолома, 7 тонн макулатуры, 130 тонн золы, посажено свыше 1000 штук деревьев и кустарников.

Силами учащихся в районе выращен хороший урожай кукурузы, картофеля, капусты, сахарной.

По итогам районного конкурса школ на лучшую постановку опытнической работы по сельскому хозяйству победителем признан коллектив учителей и учащихся Верхне-Нейской восьмилетней школы.

На полях колхоза „Путь Ленина” они вырастили кукурузы на площади 2,6 га с урожаем 670 ц/га зеленой массы. На пришкольном участке школы учащиеся проводили интересные опыты по выращиванию гречихи, гороха, пшеницы, льна, кормовых бобов. В школе заложен большой фруктовый сад. Руководил этой работой директор школы, биолог по специальности .

Отмечена также хорошая работа коллектива Нейской восьмилетней школы (директор , биолог Таратынова Евстолия Дмитриевна), средней школы №1 (директор , биолог ), Нельшенской восьмилетней школы (директор , биолог ), Елкинской восьмилетней школы (директор , биолог ), Куйбышевской начальной школы (зав. школой ).

Учителями района проделана большая работа по перестройке методов преподавания, привитию трудовых навыков, по коммунистическому воспитанию школьников.

Многие учителя использовали опыт ростовских и липецких учителей. Лучших результатов добились коллективы начальной школы имени Куйбышева, Ульяновской, Михалёвской и Абросимовской восьмилетних школ, Нейской средней школы № 1, и других. Увеличилось число учителей-новаторов, работающих без второгодников.

Инспектора школ, методисты очень много времени проводили в школах: и с целью проверки, и с целью оказания методической помощи учителю.

„В своей работе, - продолжает свои воспоминания , - особое внимание мы уделяли проверке прохождения программного материала, воспитательной работе с детьми, приобщению детей к труду. Внедрялся опыт дифференцированного обучения детей, опыт работы по развитию речи и повышению грамотности учащихся и др. Проводили семинары, практикумы, „Дни молодого учителя”, слёты ученических производственных бригад”.

В эти годы в школах ведется большая работа по краеведению и туризму. За хорошую постановку туристско-краеведческую работу отмечены экспедиционные отряды Тотомицкой, Парфеньевской, Кужбальской, Матвеевской средних школ, Номженской, Первомайской, Ульяновской, Вожеровской, Абросимовской, Вохтомской, Васьковской, Потрусовской, Новосельской восьмилетних школ.

Сама , заведующая РОНО, - большой любитель туристических поездок, путешествий, экскурсий. Она побывала во многих исторических местах нашей Родины, в республиках Прибалтики, Средней Азии и за рубежом: в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Югославии, Австрии.




С 1967 года Людмила Петровна — директор вновь построенной средней школы №3 города Неи.

4 января 1965 года по 1970 год заведующим РОНО работает , имеющий высшее образование, по специальности – учитель математики.






родился 26.03.1931 г. в деревне Касьяново Нейского района Костромской области в семье крестьянина. Закончил Кологривское педагогическое училище, Костромской государственный педагогический институт имени .

Увлекался музыкой, хорошо играл на балалайке, гармошке, баяне. С успехом участвовал в художественной самодеятельности и был призером районных и областных конкурсов художественной самодеятельности.

Трудовую деятельность начал в 1956 году учителем физики и математики Вожеровской семилетней школы. В гг. – директор этой школы.

В 1965 – 1970 гг. школьными инспекторами РОНО работают (по 1966 год), затем , , Дрекунова (Смирнова) Зинаида Михайловна.

Заведующая методическим кабинетом РОНО в эти года — Мальгинова Градислава Дмитриевна.

В эти годы были построены: Северная восьмилетняя школа, пристройка четырехклассных комнат в Первомайской школе. Переведены на центральное отопление СШ №1 и Солтановский детский дом. В Нее построен типовой детский сад на 90 мест, заведующей назначена .

На 1 сентября 1965 года всего в районе было 46 общеобразовательных школ, в которых обучалось 6599 учащихся (24 начальные, 17 восьмилетних, 4 средних школы, школа-интернат и школа рабочей молодежи). На августовском учительском совещании в 1965 году рассматривался вопрос о путях преодоления второгодничества. На секции учителей начальных классов с сообщением „О работе Республиканской научно-практической конференции по проблеме преодоления второгодничества”, состоявшейся в Ростове-на-Дону, выступила участница конференции , зав. Куйбышевской начальной школы.

Успеваемость по району за учебный год составила 92,1 %, (что на 0,3 % выше областной). Самой низкой была успеваемостью по русскому языку – не успевало 311 человек, по математике – 199 человек, по иностранному языку – 117 человек.

В 1966 году в городе и районе 10-11 классы закончили 364 человека – это был самый большой выпуск, так как со следующего года образование вновь стало десятиклассным.

71 учитель закончил учебный год со 100 % успеваемостью по своему предмету.

Аппаратом РОНО и методкабинета изучался и распространялся опыт работы лучших учителей района.

Каждый коллектив и каждый учитель планировали пути повышения качества уроков и знаний учащихся, применяя более эффективные методы ведения урока, сливая образование и воспитание в единый процесс.

В этот период в каждой школе было создано отделение педагогического общества. Главная цель их организации – педагогическая пропаганда среди родителей и населения района. Работа велась совместно с обществом „Знание”. Ежемесячно работал педагогический лекторий. Опыт работы районного педагогического общества (руководитель ) был обобщен и распространен в области.

Мальгинова Градислава Дмитриевна была делегатом и участвовала в работе Всероссийского съезда педагогического общества в городе Москва в 1968 году (на фото в 4 ряду снизу, четвертая слева)

„В 1965–1970 г. г. я работала заведующей методическим кабинетом РОНО. Методический кабинет расположился (в 1967 году) во вновь открывшейся средней школе №3. Были сделаны стеллажи для книг, картотека методической литературы по темам, по воспитательной работе, оформлены стенды „Из опыта работы”. Ежемесячно проводились семинары с учителями-предметниками, учителями начальных классов, воспитателями школьных интернатов, воспитателями дошкольных учреждений, нянями детских садов. Проводились с учителями и дошкольными работниками педагогические чтения и тематические конференции, проведен районный смотр-конкурс „На лучший методический уголок (кабинет) школы, детского сада”.

В мае 1968 года на базе нашего методкабинета проведен областной семинар заведующих методическими кабинетами области.

Ежегодно проверялись детские сады (работа по программе), итоги подводились на педсовете. Итоги работы за год подводились на конференциях дошкольных работников.

Детских садов в районе было 18, в том числе в городе - 8: детский сад №3, №8, №7, №9, д/с в/ч, д/с АРЗ, д/с им. Кирова, д/с „Звездочка”. Сельских детских садов - 10: Кужбальский, Вожеровский, Первомайский, Номженский, Абросимовский, Михалевский, Тотомицкий, Даровицкий, Каменский, пос. Коммунар. „В работе с кадрами детских садов большую помощь методическому кабинету оказывали освобожденные заведующие детскими садами, - вспоминает Мальгинова Градислава Дмитриевна. – Это были: , , , , , зав. начальной школы №2. С 1966 года в детских садах стали оборудоваться детские участки (по группам в соответствии с Программой). Зимой – красочные композиции из снега (по сказочным сюжетам), использовали опыт шарьинских детских садов. На базе детских садов Неи проведен областной семинар заведующих детскими садами, опыт работы наших садов обобщил Костромской институт усовершенствования учителей.

В городе были талантливые работники дошкольных учреждений: - зав. детским садом „Звездочка”, – воспитатель детского сада №7, – зав. детским садом №9; , , , , , — воспитатели детского сада им. Кирова; , , , – воспитатели д/с №7; , — воспитатели детского сада №9. Открытые занятия чаще всего проводились у этих воспитателей, они работали творчески”.

В марте 1968 года группа учителей и директоров школ принимала участие в областном съезде учителей.

В учебном году на августовской конференции учителей рассматривался вопрос „Об итогах Всесоюзного съезда учителей и задачах по улучшению учебно-воспитательной работы школ в связи с подготовкой к 100-летию со дня рождения ”. Школы, детские сады активно участвовали в соревновании за лучшую подготовку к новому учебному году. 54 учителя прошли курсовую переподготовку. 1-2 классы приступили к работе по новым программам, 4 классы перешли на предметное преподавание.

Обращается большое внимание на трудовое воспитание школьников. По трудовой, политехнической подготовке учащихся лучшей в районе была Кужбальская средняя школа (директор ). Производственное обучение проводилось по профессиям: тракторист–механизатор, животновод, изучалось машиноведение, растениеводство. Директор совхоза, главный агроном входили в состав совета бригады. Бригадиром была девятиклассница Макова Люба.

В бригаде было 60 учащихся. Они вырастили: лен на площади 32 га, картофель–30 га, овес–60 га, убрали 12 га трав и 10 га клевера. Восемь выпускников остались работать в сельской местности, пять – поступили в сельскохозяйственные учебные заведения.

Во всех школах города и 6 школах села созданы группы продленного дня с охватом 500 человек. При средней школе №3 работает университет педагогических знаний для родителей с охватом 200 человек. При 10 школах работают интернаты с охватом 480 человек.

Улучшается внеклассная работа по предмету. В районных олимпиадах по химии, физике, математике приняло участие 277 учащихся из 12 школ: в математической – 44 человека, в физической – 97 человека, в химической – 37 человек. За хорошую подготовку учащихся по предметам объявлена благодарность РОНО: Гарасевой Алевтине Фёдоровне—учителю химии средней школы №3, Померанцеву Николаю Ивановичу—учителю физики средней школы №1, Лапшину Николаю Дмитриевичу—учителю физики средней школы №2, Сердцеву Галактиону Филипповичу—учителю физики средней школы №3, Разумовскому Юрию Арсеньевичу—учителю математики и физики Номженской школы.

Отмечена хорошая работа Нейской санаторной школы-интерната (директор ), средней школы 1 (директор ), средней школы №2 (директор ), средней школы №3 (директор ), Номженской восьмилетней школы (директор ) и других.

Лучших результатов в учебно-воспитательной работе добились: учитель русского языка и литературы и учитель начальных классов из Елкинской школы, учитель биологии и учитель русского языка и литературы из Палкинской школы, и – учителя начальных классов санаторной школы-интерната, –учитель начальных классов Погощенской школы, и –учителя начальных классов средней школы №2, –учитель русского языка и литературы Нейской восьмилетней школы, –учитель начальных классов Куйбышевской школы, , – учителя математики средней школы №1, –учитель истории, завуч санаторной школы–интерната и многие другие.

Хорошо работали по физическому воспитанию учащихся учителя: – средняя школа №1, – средняя школа №3, – средняя школа №2, – Первомайская восьмилетняя школа. 336 учащихся школ района сдали нормы на значок ГЗР (готов к защите Родины), ГТО. 629 человек выполнили юношеский разряд, 192 человека получили 3 спортивный разряд.

Много интересных дел проводилось с детьми во внеклассной работе. При школах работали зоны пионерского действия, особенно активно в Нейской восьмилетней школе и средней школе №3.

Райком профсоюза работников просвещения организует встречу учителей-ветеранов педагогического труда с профсоюзным активом. Ветераны поделились воспоминаниями о своей работе, щедро передавали свой опыт молодым учителям.

К 100-летию со дня рождения – школы, детские сады подошли достойно. 63 работника образования награждены медалью „За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения ”.

Ниже идет ссылка на ресурс рунета умышленно коверкающий информацию ради зарабатывания денег рефератами.


Первоисточник https://pandia.ru/text/77/458/609.php

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ракетные полки РВСН

Уезды и волости в составе Костромской губернии

История Буйской земли